Иордания возвращается к абсолютной монархии с министрами-иностранцами

29d6844b8ca041c688a2643b95693356_XLРешением иорданского парламента - Совета представителей - в действующую Конституцию страны вносится ряд изменений, значительно расширяющих полномочия короля и разрешающих назначать на высшие государственные посты иностранцев.

Если ранее для утверждения в должности кандидатов на ряд высших постов в государстве королю требовалось получить письменное утверждение предложенных им кандидатур главой Совета министров или глав "профильных" министерств, то новая редакция ст. 40 Конституции Иордании отменяет эту необходимость. В перечень государственных должностей, назначение на которые отныне будет передано королю единолично, вошли должность вице-короля, главы Совета Старейшин. Кроме того, монарх теперь единолично сможет выбирать наследника престола. Также к единоличным полномочиям короля отныне относится назначение и отставка членов парламента, главы юридического совета, главы и членов Конституционного суда, а также глав силовых ведомств (разведки и жандармерии).

За такие поправки в Конституцию проголосовало 123 депутата из 142. 18 голосов было подано против расширений полномочий монарха, один депутат воздержался. Еще восемь депутатов на заседании отсутствовало. По словам главы юридического комитета при иорданском парламенте Абд аль-Мэнаама Аль-Аудата, нынешнее изменение конституции не является невиданным доселе новшеством, а всего лишь возвращает ранее действовавшие в стране нормы.

Однако утвержденное парламентом положение, разрешающее министрам правительства Иордании иметь двойное гражданство, является делом для страны новым - ранее подобное было запрещено. За принятие этой поправки проголосовало 113 депутатов из 139 присутствовавших на заседании.

Данные поправки в Конституцию Иордании третьи с момента ее принятия в 1952 году. Предыдущие вносились 24 сентября 2011 года, когда Палата представителей одобрила создание Конституционного суда и независимого органа по надзору за парламентскими и муниципальными выборами, заявила о подсудности министров гражданским судам, а не Палате представителей. Тогда же появилась возможность оспорить результаты выборов в гражданском суде. Другие принятые ранее поправки касались работы государственного суда безопасности в отношении конкретных преступлений (измена, шпионаж, терроризм, незаконный оборот наркотиков и контрафактной продукции).

Нынешние поправки в Конституцию Иордании отражают текущую ситуацию, складывавшуюся в стране. Выступившая в составе антисирийской коалиции Иордания за последние пять лет приобрела множество разнообразных проблем. Среди них и наличие в стране огромного количества беженцев из Сирии, слишком многие из которых если сами не являются боевиками, то им сочувствуют или состоят с бандитами в родственных отношениях. Многие из этого контингента в случае победы в Сирии правительственных сил не вернутся на родину никогда, и дело тут вовсе не в том, что их может ожидать какое-либо преследование со стороны властей: пострадавшие от их рук и рук их родственников соседи не простят ни грабежей, ни похищений, ни убийств. Уже сегодня некоторые освобожденные от боевиков города и деревни в Сирии нередко стоят пустыми: боящиеся самосуда и мести своих бывших жертв сторонники "революции" возвращаться в свои дома из-за границы наотрез отказываются. Сказанное означает, что значительному количеству находящихся сейчас в Иордании сирийских «беженцев» дорога домой заказана и их присутствие на территории королевства может продлиться в худшем случае несколько десятилетий.

Экономика Иордании находится в весьма незавидном положении. Страна обделена энергоресурсами, а полный разрыв экономических связей с Сирией минимизировал доход от транзитных потоков в страны Персидского залива (транзитный транспорт следовал через Сирию, потом через Иорданию, и наоборот). Интерес иностранных туристов к Иордании также значительно снизился. Уже несколько раз король Абдалла II просил финансовой помощи у различных гуманитарных организаций, пытаясь снизить вынужденно несомые его страной расходы по содержанию гигантских лагерей беженцев из Сирии: только по официальным данным, чуть ли не каждый пятый нынешний житель в его стране - выходец из Сирии.

Резко ухудшившаяся экономическая ситуация в стране ведет к снижению доходов населения. А бедность является весьма благодатной почвой для роста радикализма и количества приверженцев террористических группировок, среди которых запрещенные в России Джибхат ан-Нусра и ДАИШ. В иорданской прессе периодически сообщается о разного рода происшествиях и арестах потенциально опасных персоналий. Но террористические организации уже достаточно давно выработали различные тактики противодействия мерам прореживания своих рядов и всё больше напоминают мифологическую гидру, которая славилась способностью моментально отращивать новые головы на месте только что срубленных. В 2005 году столицу Иордании Амман уже сотрясали страшные взрывы: практически одновременно сработали взрывные устройства в трех отелях (соучастницу одного из этих взрывов - Саджиду ар-Ришави - ДАИШ требовал освободить из тюрьмы, в которой она ожидала исполнения смертного приговора, в обмен на жизнь захваченного в плен и позднее сожженного иорданского летчика).

Не в пользу Иордании и ее достаточно активная поддержка воюющих на юге Сирии, как раз в районе иорданско-сирийской границы, боевиков. История знает уже достаточно примеров, когда вышедшие из повиновения вчерашние союзники-муджахеды начинали активную борьбу против тех, кто еще вчера был для них партнером: достаточно вспомнить отношения США и Бен Ладена, Эрдогана и ДАИШ и т.п. Выросшая мощь отточивших военное мастерство в боях на территории Сирии "повстанцев" (они же "демократическая оппозиция", по версии стран Запада) не может не пугать достаточно небольшую ближневосточную страну, часть населения которой своих симпатий к разного рода радикалам уже и не скрывает. Могут припомнить нынешнему иорданскому монарху Абдалле II и события "Черного сентября" (в 1970-1971 годах его отцом был нанесен сокрушительный удар по поднимавшим в то время голову палестинским активистам - беженцам с оккупированного в 1967 году Западного берега реки Иордан, в результате которого погибло около 10 000 человек и около 150 000 выслано в Ливан). Точно так же, как в последние 5 лет в Сирии некоторые пытаются "вешать" на Башара Асада ответственность за события 1982 года в сирийском городе Хама, где отец нынешнего сирийского лидера Хафез Асад жестко подавил исламистский мятеж, начавший пожирать страну.

Таким образом, среди желающих свергнуть власть короля Иордании могут оказаться те, кто сам или чьи родственники пострадали в результате тех страшных событий. Количество вероятных недругов растет как на дрожжах. И ситуация в стране складывается действительно не самая простая. Бесконечное лавирование и попытки усидеть на двух стульях - поддержка террористов, орудующих в Сирии, и борьба с подобными же террористами, которые начинают поднимать голову в самой Иордании, - загоняет руководство страны в угол.

Тревожным сигналом можно считать и разрешение иностранцам занимать высшие должности в государстве: в Иордании уже давно поговаривают о засилье граждан западных стран в ряде силовых ведомств). По информации, полученной из осведомленных источников, сотрудники иностранных спецслужб, в частности, руководят работой миграционной службы на иорданских границах. Именно к ним периодически бегут показывать документы желающего въехать в Иорданию иностранца пограничники-иорданцы. Де-факто, именно эти скрытые от посторонних взглядов сотрудники решают, давать ли "добро" тому или иному путешественнику на въезд. Нередко санкциям подвергаются и иностранцы, поддерживающие правительство Сирии и выступающие против разгула террора.

Усиление и централизация власти в руках короля может означать только одно: Иордания готовится к еще большему обострению, закручивает гайки и демонстрирует откат от начатых еще покойным королем Хусейном политических преобразований и демократизации, возвращаясь, по сути, к абсолютной монархии.

http://riata.ru/za-rubezhom/item/18446-iordaniya-vozv