Путешествия через интернет

Путешествия через интернет

Сами по себе сетевые путешествия по городам и весям вещь не только элементарно-познавательная, но и весьма удобная. Не выходя из уютной квартиры или прямо в офисе вы можете за монитором в течение нескольких часов осмотреть не только все 108 известных современной науке пирамид Египта, но и памятники доколумбовой Америки, руины Карфагена, а также какие-нибудь наскальные рисунки в забытой богом и людьми местности. Ни тебе изнуряющей жары, ни толп туристов, ни навязчивых ловкачей и попрошаек.

Но даже тех, кто приобретает книги, мебель и продукты преимущественно через сеть, порой непреодолимо тянет «махнуть» на недельку-другую туда, где шумит абсолютно реальное море, клянчат еду настоящие макаки и покрывает румянцем кожу далеко не виртуальное солнышко. И если с выбором страны для отдыха проблем, скорее всего, не возникнет (влияние рекламы, рассказов отдыхавших там до вас знакомых, детские мечты и т.п.), то с приобретением билета, бронированием отеля, получением въездной визы и выбором экскурсионной программы посредством заказа всего этого через интернет могут возникнуть проблемы.

Лучше всего для поиска в сети турфирмы, курирующей нужное направление, подходят специализированные серверы типа www.travel.ru, www.tos.ru, www.etour.ru или www.tourpoisk.orc.ru.

Но информация, размещаемая на подобных серверах, обычно ограничивается рамками заполняемых при размещении туров анкет, в которых даже невозможно указать название предлагаемого отеля, а лишь категорию, к которой он относится (да, речь идет о тех самых «звездах»). А даже такая, как может показаться на первый взгляд, мелочь немаловажна: для немало поездивших по миру россиян названия заграничных отелей уже давно перестали быть «пустым звуком». Многие туристы, обращаясь в агентства, запрашивают размещение в конкретных отелях, в которых отдыхали либо их знакомые, либо они сами в предыдущий сезон. Для нетребовательных клиентов есть еще сервер горящих путевок — www.tournews.ru: выбор предлагаемых стран невелик, но можно найти себе тур даже за день до вылета.

Другой способ поиска информации — через раздел «Путешествия» практически любого веб-каталога. Среди массы ненужных ссылок (на телефонные компании, коды стран и городов, адреса посольств, описаний географического положения государств-соседей и политических хроник) вы почти обязательно найдете ссылки на странички туристических компаний. Сравнив имеющиеся на рынке предложения и написав с десяток писем, вы наверняка выберете подходящий тур. Согласно статистике сервера Travel.ru, за месяц поступает примерно 300 заявок от людей, заполнивших формы «предварительного бронирования». Потратив некоторое время на серфинг, можно узнать, какова разница в ценах на высокий и низкий сезоны, когда они сменяют друг друга, сколько стоит виза, чартер и т.п. Владея всей этой информацией, потенциальный турист приходит в выбранную компанию с паспортом и наличными деньгами для оплаты тура, сэкономив время на телефонных звонках, расспросах менеджеров, просмотре кучи имеющихся каталогов и буклетов — все это уже сделано дома.

Что касается оплаты выбранных по интернету туров, то она практически всегда происходит «по старинке», а не при помощи транзакций в защищенном режиме. С этим фактом приходится мириться не только отечественным клиентам, но и зарубежным, так как дело не только в особенностях российской банковской системы, а в особенностях самого туристического бизнеса, предполагающего живое общение менеджера с клиентом и оговаривание мелочей. Даже в благополучной Европе в начале прошлого года всего около 5% выбранных через интернет и приобретенных впоследствии туров было оплачено онлайн, хотя свободный визовый режим для стран Европейского Содружества и распространенность кредитных карт, казалось бы, делают реальным приобретение тура «без захода в офис».

Двумя вышеописанными методами действует большинство из тех, кто привык пользоваться интернетом как справочником. Но есть и другие — те, кто хотят все делать самостоятельно, без помощи агентов, и абсолютно не подозревают, что их могут ожидать не только подводные камни, но и самые настоящие «мины».
Существует миф о том, что самостоятельное бронирование гостиниц и билетов позволяет путешественнику сэкономить немалые суммы за счет комиссии, получаемой турфирмами за свои услуги. Многие, поверив в это, стремятся «взять дело в свои руки», считая, что сами легко справятся. Попробую немного рассказать об этом способе организации индивидуального отдыха и о проблемах, с которыми могут столкнуться те, кто решит пойти этим непростым путем. Начнем с приобретения визы. С получением виз в страны с облегченным визовым режимом проблем нет — лишь в некоторых из них после прилета могут потребовать туристический ваучер, который с успехом можно заменить факсом из заказанного туристом отеля с подтверждением бронирования. Страховой полис для выезжающих за рубеж уже можно приобрести в сети (см. статью на стр. 22). Что же касается виз США, Канады, стран Западной Европы, Израиля и примкнувшим к ним в деле борьбы с нелегальной иммиграцией, то, скорее всего, вам придется прибегнуть к услугам так называемых «аккредитованных» при посольствах организаций. Головной боли от стояния в очередях не будет, но цены, ах, вы видели эти цены!.. Так, на сайте www.swts.ru, к примеру, требуют $110 за одну испанскую визу, получаемую без покупки тура... В то время как обычно агентства берут с приобретающих у них тур в Испанию клиентов всего $40 консульского сбора. Кроме того, не забывайте о такой приятной вещи, как групповые визы, процесс оформления которых гораздо проще, а стоимость, в большинстве случаев, гораздо ниже. Так, например, отправляясь в Иорданию по групповой визе через агентство, вы заплатите всего $5, тогда как при оформлении ее в посольстве с вас возьмут $25, а при получении на границе — целых $42... И не забудьте про $15 аэропортового сбора, от которого освобождаются прибывающие в составе тургрупп.

Предположим, вы запаслись факсом из гостиницы и решили оформить визу тоже самостоятельно. В большинстве посольств экономически процветающих государств, принимая от туриста пакет документов, необходимых для оформления визы, в обязательном порядке потребуют и предъявления авиабилета с фиксированной датой возвращения на родину. Такая система вызывает нарекания с самого первого дня ее введения: наличие выкупленных билетов никоим образом не гарантирует получения самой визы, а вот сдать обратно при отмене поездки можно далеко не каждый авиабилет и уж тем более невозможно получить на руки всю уплаченную за него сумму...

Искать дешевые билеты в сети достаточно трудно: если выбранный маршрут не входит в десятку самых популярных, то придется посылать запрос в десятки турфирм, пытаясь найти самые низкие цены. А сравнить годовые тарифы разных авиакомпаний можно, к примеру, на www.bestfly.ru, но желающих лететь на неделю по годовому билету, думаю, найдется немного. Особенно проблематичен поиск билетов на чартерные рейсы: даже по разрекламированному адресу www.charter.well.ru в графе «спрос» красуется гордая цифра Zero, а в графе «предложения» есть только 10 рейсов в Черногорию, Турцию, Испанию и Грецию на ближайшие 2 недели. Дешевые билеты на чартерные рейсы можно приобрести лишь в низкий сезон, когда они менее востребованы туристами, покупающими полный пакет услуг. В летний сезон такие билеты придерживаются «до последнего», что делает практически безнадежным дело их розыска через интернет. Купить их можно, только обзвонив с десяток агентств за неделю до вылета.

Заранее забронированные в интернете и выкупленные в офлайне билеты, правда, также не гарантируют наличия мест в отелях именно в те сроки, которые в этих билетах проставлены. В моей практике был случай: четверо туристов, выкупив самостоятельно билеты на рейс «Аэрофлота» Москва-Амман (Иордания), метались по всей Москве в поисках турфирмы, которая помогла бы с резервированием комнат в отеле «Мовенпик» на Мертвом море. Этой весной там были забронированы все места, но в билетных кассах этого знать не могли, и люди не только остались в Москве на майские праздники, но и не смогли вернуть себе уплаченные за билеты деньги, так как билеты по тарифам Pex и Apex, которые выдаются за самые дешевые, возврату не подлежат...

Есть еще один не всегда работающий способ — заказать гостиницу по кредитной карте через иностранную компанию (см. врезку). Кроме того, найти сайты бронирования можно в разделе «lodging» на любом поисковом портале (к примеру, dir.altavista.com/Top/Recreation/Travel/Lodging/). Практически все более или менее приличные заграничные отели делают ставку на распродажу имеющихся у них комнат через крупные туристические компании со специальными скидками, которые и дают основной процент необходимой загрузки. Работа с прямыми клиентами — частными лицами — практически не ведется. Для «отпугивания» частных лиц отелями выставляются непомерно высокие опубликованные цены (обычно висят на стеночке за спиной у работника стойки резервации). Вот и у меня было несколько подобных клиентов — они рвали на себе волосы, узнав, что заплатили за проживание по ценам европейского рынка практически на 40% больше, чем запрашивали в агентстве. Другой мой знакомый, решив слетать на карнавал в Бразилию, попросил своего немецкого друга забронировать номер через крупное германское онлайновое агентство. Билеты он купил в Москве, подтверждение о бронировании получил по электронной почте, а вот визу ему в посольстве не дали. Потребовали факс из гостиницы, который бразильцы так и не прислали. Карнавал прошел мимо.
Но те туристы, которые не ищут комфорта и которым абсолютно все равно, сколько именно звезд «красуется» на фасаде пансиона или хостела и есть ли эти звезды вообще, действительно имеют шанс съездить за границу «дешево и сердито». Дело в том, что туристические компании не занимаются продажей отелей и кемпингов, класс которых ниже двух «уверенных» звездочек (кому охота судиться с клиентом, который и в работе суперсовременного курорта ухитряется обнаружить массу недостатков для выплаты компенсации за «моральные страдания»?) Да и для того, чтобы владеть информацией о наличии дешевых чистеньких пансиончиков, необходимо хорошо знать страну, пожить в ней некоторое время. А таких специалистов среди работников турфирм практически нет. Тут-то и приходят на помощь серверы типа www.hostels.com или www.iyhf.org. К сожалению, не все страны входят в International Booking Network, позволяющую заказывать место в хостелах за 6 месяцев вперед по интернету, но, согласитесь, пожить в Анталии всего за $4 в день, в Стамбуле — за $5, и всего за 3000 драхм в Афинах — достаточно заманчиво! К существенным минусам упомянутых ресурсов стоит отнести частое отсутствие электронных адресов, а обзванивать энное количество мест, выясняя цену и бронируя комнату, мало кому понравится. Но в локальных ресурсах, входящих в IBN (к примеру, www.yha.org.hk), всегда можно сделать онлайновое бронирование и узнать цены. На русском сайте www.hostel.ru есть общая форма для резервирования мест в хостелах Санкт-Петербурга, Таллинна, Москвы, Иркутска, Новгорода и Петрозаводска. Ночь в Таллинне обойдется вам всего в 12,5 немецких марок, а в Москве — начиная от $13, при бронировании не требуется кредитная карта.

Что же я хотела всем этим сказать? Тем, кто привык к «походной жизни» и любит учиться на собственных ошибках, интернет предоставляет море возможностей для экспериментов. А тем, к кому предыдущее высказывание не относится и кто привык к высококлассному сервису, советую не искать нехоженых троп: доверяйте организацию своего отдыха профессионалам. Может быть, когда наши зарплаты сравняются с европейскими, для нас не будут иметь значения лишние $300, уплаченные за перелет в Турцию через Амстердам или $50 в сутки, переплаченные за номер в отеле.

Удачных вам поездок!

 

http://www.gagin.ru/internet/21/7.html